Loading TSN
  • Главная
  • Люди
  • По 500 км событий в день: как устроена работа аварийных комиссаров

По 500 км событий в день: как устроена работа аварийных комиссаров

По 500 км событий в день: как устроена работа аварийных комиссаров

Служба аварийных комиссаров начала свою работу в 2013 году: тогда первыми сервис смогли оценить водители трассы М-4 «Дон». Задачами новой службы была (и остаётся) помощь автомобилистам, оказавшимся в затруднительной ситуации, будь то внезапно кончившееся топливо или, не дай Бог, авария.

С 2018 года вызвать помощь можно по коротким номерам. Однако до сих пор, как показал наш совместный с аварийным комиссаром выезд, многие не знают ни как пользоваться услугами службы, ни как правильно себя вести на скоростной магистрали.

16 сентября я провела практически целый день вместе с Дмитрием Бакулиным – самым «медийным» комиссаром на ЦКАД.

Сколько обычно длится смена комиссара, нужно ли им платить, разрешено ли останавливаться на обочине, если вашему коту плохо, и можно ли дойти до Петербурга по трассе пешком – в нашем специальном репортаже.

СОКРАТЯТ ИЛИ НЕТ?

Наша встреча запланирована в Софрино: там находится Центральный пункт управления ГК «Автодор». Именно оттуда выезжают наряды аварийных комиссаров на пусковые комплексы ЦКАД 3, 4, 1 и 3-5.
По дороге листаю новости. Первым на глаза в разделе «Транспорт» попадается неожиданное: в ГК «Автодор» приняли решение… сократить службу аварийных комиссаров из-за падения трафика в связи с пандемией. Тру глаза: как так? Сейчас приеду на место, а там уже никого?

При встрече заместитель директора Департамента управления транспортными потоками Василий Яшин успокаивает: да, сокращения ожидаются, но ЦКАД они не коснутся. Слишком важная транспортная артерия.

Идём знакомиться с «экипажем». Дмитрию 32, водительский стаж составляет 14 лет, комиссаром работает уже год. Говорит, что место работы выбирал по рекомендации знакомого, ну и по принципу «ближе к дому».

Рабочая смена Дмитрия длится 12 часов. Распорядок недели – два через два. До того, как приступить к работе, он проходил трёхмесячную стажировку: «возможно, поэтому текучка у нас нулевая».

Перемещаются аварийные комиссары на микроавтобусах Ford: внутри есть аптечка, огнетушитель, знаки, конусы для выгородки, трассировочные тросы, домкрат и другое оборудования для оказания помощи пользователям автодороги А-113 ЦКАД.

Ежедневно на автодорогу А-113 ЦКАД выходит 15 нарядов аварийных комиссаров. Дороги за комиссарами закреплены: в течение одной смены они патрулируют определенный участок, проезжая сначала в одну сторону, потом в другую. Для максимально быстрого прибытия на место события, рассчитаны оптимальные места размещения и патрулирования экипажей службы АК.

Спрашиваю, не надоедает ли курсировать по одному пути 12 часов. Дмитрий говорит, что нет, и причина тому – события.


ЧТО ТАКОЕ СОБЫТИЯ

Событием комиссары называют внештатные ситуации, которые происходят на трассе, и которые угрожают безопасности дорожного движения.

«Вот, смотрите, ведутся дорожные работы», – Дмитрий начинает сбавлять скорость. «Согласно правилам, я должен остановиться и проверить, есть ли у них разрешение, согласованы ли работы и правильно ли выставлены ТСОДД на подъезде и в зоне производства работ, все ли в порядке».

Что, собственно, мы и делаем. Останавливаемся строго за 100 метров, такие правила. Дмитрий просит документы, после чего связывается с Центральным пунктом управления, чтобы доложить обстановку и сверить данные с диспетчером. Вся процедура занимает около 10 минут. По результатам проверки всё оказалось в порядке. Едем дальше.

По дороге Дмитрий рассказывает, что интенсивность событий на ЦКАД никак не пока привязан к времени года (возможно и будет, так как кольцо замкнули только в июле). «Зато с четверга по субботу, когда вся Москва уезжает на дачи и возвращается обратно – начинается веселье», – говорит он.
Время реагирования у аварийных комиссаров составляет 15 минут. Интересуюсь, что будет, если Дмитрий остановился оказать кому-то помощь с домкратом, например, а в это же время где-то на его участке происходит авария.

«Если меня кто-то остановил, чтобы попросить домкрат, а в это время случилось ДТП,
никто не вызовет меня на него, считая, что домкрат это менее важная помощь», – поясняет аварийный комиссар. «Во-первых, потому что это уже событие, и оно зафиксировано у диспетчера, а во-вторых, комиссаров хватает, чтобы подъехать и помочь там, где случилась авария.

Однако если нужна экстренная помощь на новом событии и ближайший комисcар находится на малозначительном событии (с соблюдением мер безопасности дорожного движения), то, конечно, в целях оказания незамедлительной помощи его направят первым».

Самое распространенное событие на ЦКАД – это остановка на обочине. Причина банальна: водители устают и пытаются подремать.

«Останавливаюсь, бужу, объясняю, что на скоростных трассах на обочине спать нельзя. Рассказываю, что на ЦКАД через каждые 20 км есть специальные площадки отдыха. Был случай, когда вот так же увидел, что машина остановилась. Спрашиваю, что стряслось, водитель начинает говорить, что кошке плохо стало. Ругать же не будешь за такое. Просто в очередной раз напоминаешь, объясняешь и показываешь, что впереди есть площадка, и там остановиться будет безопаснее, в том числе и для кошки».


«Я В ПИТЕР ИДУ, МНЕ НОРМ»

ЦКАД – трасса сама по себе очень «умная», рассказывает Дмитрий. Например, на ней установлены специальные датчики, которые фиксируют не только двигающуюся по встречке машину, или транспорт, который пытается ехать задним ходом, но и пешеходов. Последних здесь, на удивление хватает.

«Я в одну из смен патрулирую и вижу: идет человек по обочине. Причем неторопливо так, гуляет. Спрашиваю, куда, а он мне отвечает – в Питер. Я поинтересовался, не смущает ли его расстояние, он мне в ответ: «Не, норм». Норм не норм, а я его в машину посадил и довез до ближайшей развязки».

«Дедушку как-то тоже подвозил, который с велосипедом и удочками шёл. И непонятно, делают ли они вид, что  не знают, что по ЦКАД ходить нельзя, или нет, но разъяснять нужно постоянно. Гулять по скоростной трассе опасно».

Очень часто на трассу выходят грибники, зачастую по причине того, что заблудились. «У меня не бывает смены, чтобы ничего не случилось», – улыбается Дмитрий.


ЭТО БЕСПЛАТНО?


А у нас впереди очередное событие: как раз на обочине стоит грузовик. Останавливаемся.

Водитель объясняет, что кончилась солярка. Уже позвонил другу, но когда тот будет, не знает.

«Пока вы его ждёте, нам надо вас огородить. А потом отбуксировать на площадку», – поясняет Дмитрий. Возвращается к машине, и начинает доставать специальные конусы для выгородки. Всего их в машине комиссара 42 штуки, каждый весит порядка 3 кг.

«Для того, чтобы обеспечить безопасность, нам нужно закрыть как минимум 75% полосы», – говорит комиссар. Пока Дмитрий расставляет конусы на дороге, водитель грузовика с тревогой в голосе спрашивает, бесплатная ли помощь на платной дороге. «Многие задают этот вопрос. Разумеется, бесплатная».

Дмитрий также добавляет, что если ломается грузовой транспорт, то это надолго. «Но зато можно послушать истории со всей России, со всех городов, по которым водители фуры ездят».

Статистически, фуры останавливаются на ЦКАД чаще, чем легковые машины, и причина не всегда в поломке. «Бывает, что просто смотрят в навигатор, а иногда вообще удивляются, как это они оказались на платной трассе, хотя вроде бы везде есть указатели».


Тем временем выгородка завершена, а к водителю грузовика приехал его знакомый, чтобы отбуксировать. Всё событие заняло около 40 минут.

Кстати, во время события комиссару нельзя оставаться внутри своей машины. Кроме того, перемещаться по обочине тоже не рекомендуется, идти можно только за ограждением.


ПРО ЖИВОТНЫХ И ЛЮДЕЙ

На платных трассах происходит значительно меньше смертельных ДТП. Здесь нет заторов, но зато есть разрешенная высокая скорость и очень хорошее дорожное покрытие. На всей протяженности ЦКАД по обочинам также есть специальная сетка, выполняющая функции ограждения: она не позволяет животным (и возможным пешеходам) выйти на проезжую часть.

Однако местами сетка бывает порвана, очевидно, всё теми же, кому нельзя приближаться к скоростной трассе. Во время нашей поездки заметили щенка, который пролез через такое отверстие и неумолимо приближался к дороге. Притормозили и начали сигналить, чтобы спугнуть животное.
«Многие дачники выкидывают животных, а туристы потом их прикармливают», – параллельно рассказывает Дмитрий. «И вот потом этих собак пытаешься поймать и прогнать специальной палкой, потому что на дороге их ждет неминуемая смерть».

Дмитрий вспоминает самую грустную историю из этой серии, когда на дороге сбили собаку, а на ней был ошейник с номером хозяина. Пришлось быть тем самым гонцом с печальными вестями, звонить и сообщать о происшествии.

Что касается людей, то пока что наиболее драматичным событием была авария с участием двух фур: хорошо, что никто не погиб, а Дмитрий тогда всю ночь следил за маневрированием машин вокруг.


БАЙКИ ИЗ ЖИЗНИ

Во время трехмесячной стажировки комиссаров обучают оказывать первую помощь. Дмитрий рассказывает, что на одном таком курсе преподаватель поделился случаем. Была страшная авария, у одного из водителей остановилось сердце. Второй водитель, обученный правилам оказания первой помощи, начал делать пострадавшему массаж сердца.

«А делать это надо очень сильно, практически ломая ребра, что, в общем-то и случилось», – говорит Дмитрий. «Сердце запустилось, но при этом водитель сломал пострадавшему ребро. Так этот выживший вместо благодарности подал на спасшего его в суд».

Или вот еще история, случившаяся со знакомым комиссара: на Кутузовском проспекте в Москве водитель сбил пешеходов, которые переходили дорогу не по переходу. Переходили не просто, а…с горящим мангалом.

Все выжили. Но удивляться человеческой природе можно долго.


КАК ВЫЗВАТЬ КОМИССАРА. ЭПИЛОГ

На дороге тем временем очередные дорожные работы. На этот раз с нарушениями: у рабочих на месте нет ответственных, схемы тоже нет. Дмитрий сообщает о нарушении оператору, помогает дорожным рабочим принять действенные меры для устранения недостатков. Говорит, что иногда при проверке рабочие смотрят в схему и не понимают даже, как всё правильно расставлять. «А это опасно, ведь из-за неправильной выгородки может случиться авария».

Протяжённость маршрута комиссара составляет более 60 км в одну сторону, а потом в обратную. Всего за смену «накручивается» 240 км, но обычно больше, потому что происходят события. Во время нашей поездки получилось почти 400 км, а самый большой километраж у Дмитрия составляет 600 км.

И так каждый день.

Я уверена на 100%, что если бы на всех дорогах страны работали бы аварийные комиссары, то аварии происходили бы значительно реже.  Высокий профессионализм, отзывчивость, спокойствие во время внештатных ситуаций – именно так должна выглядеть помощь на дорогах. И к слову, на ЦКАД именно так она и выглядит.  А еще работа комиссаров доказывает, что незначительных событий на дороге не бывает. 

Если вы окажетесь на автодороге А-113 ЦКАД и вам понадобится помощь – наберите *6011.

Время прибытия аварийных комиссаров как правило составляет10-15 минут.

Берегите себя.

 В Дании тестируют 3D-разметку В автошколах РФ начнут обучать вождению на скоростных трассах 

Похожие новости