Loading TSN

По-моему, мы никуда не летим: многострадальные аэропорты-долгострои России

По-моему, мы никуда не летим: многострадальные аэропорты-долгострои России

Какие-то из них начали строить ещё во времена СССР, но так и не закончили, другие остановили свою исправнюю многолетнюю работу и с тех пор тихо стагнируют в вечной реконструкции, а возведение третьих, начавшееся с полагающейся помпой, споткнулось о коррупционные скандалы. О российских аэропортах-долгостроях — в новом материале TSN.

«Омск-Фёдоровка», Омская область

Решение о возведении второго, альтернативного «Омску-Центральному» аэропорта было принято более 40 лет назад — в 1979 году, начало строительства назначили на 1989 год. Но что-то не срослось: уже через три года после этого аэропорт получил имя «многострадального», попытки возобновить его строительство предпринимались каждые 3–5 лет. В 2012 году губернатор области заявил о приостановке строительства из-за недостатка средств и переходу к модернизации существующего аэропорта, который изначально планировалось закрыть после возведения нового.

Во второй половине десятых годов  проект привлёк внимание инвесторов, готовых вложиться в строительство, а в прошлом году его включили в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года. Теперь для того, чтобы начать работы, придётся снести всё уже построенное и осушить болото, образовавшееся в результате бетонирования огромных площадей ВПП, перрона и рулёжных дорожек при отсутствии дренажной системы.

«Стерлитамак», Башкирия

Стерлитамакский аэропорт активно эксплуатировался до ухода его генерального директора в 1997 году, после этого регулярные рейсы были прекращены. С 2008 года ведется реконструкция аэропорта, но в основном он используется для проведения выставок и дрэг-гонок.

Как заявляет нынешний владелец, в планах — проведение ремонтных работ, реконструкция основных зданий, оснащение аэропорта аэронавигационным оборудованием. По предварительным подсчетам, для обустройства аэродрома малой авиации требуется 250 миллионов рублей, это полностью частные инвестиции; восстановление для эксплуатации гражданской авиации стоит от 1,5 миллиарда и возможно только с государственной поддержкой, которая на данный момент отсутствует.

Аэропорт «Иркутск»

Первый камень в основание нового терминала был заложен в августе 2018 года, а закончить строительство стоимостью 7 миллиардов рублей планировалось к зиме 2020 года. К строительству терминала, рассчитанного на обслуживание 3 миллионов пассажиров в год, были привлечены структуры Романа Троценко, в том числе «Новапорт» и «Рампорт».

Однако тут в проект вмешалась Федеральная антимонопольная служба, решившая, что власти Иркутской области нарушили закон о защите конкуренции, выбрав инвестора без проведения конкурса. После первых предостережений ФАС все работы на строительной площадке аэропорта были прекращены. Недавно в отношении бывшего губернатора региона Сергея Левченко было возбуждено дело по части 7 статьи 14.32 КоАП РФ «Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения органом исполнительной власти субъекта». Перед этим он успел сообщить о том, что аэропорт будет строиться без участия сторонних инвесторов. Тем не менее, его преемник — врио губернатора Игорь Кобзев — поручил правительству региона до конца года организовать конкурсные процедуры для выбора нового инвестора.

«Зея», Амурская область

Реконструкция аэропорта Зеи началась в 2015 году и должна была завершиться в конце 2017 года, но сдать объект в срок не получилось. Проверка, проведённая в феврале 2018 года, показала, что работы выполнены только на две трети, это объяснялось некачественно подготовленным проектом — его пришлось дорабатывать в ходе строительства. В дальнейшем работы обернулись банкротством подрядчика, о котором заявлял губернатор региона, и уголовными делами.

В какой-то момент объект посетил с проверкой глава Росавиации Александр Нерадько, постановивший, что реконструкция недопустимо затянулась, а качество выполненных работ вызывает «немало вопросов к заказчику и подрядчику». Последний взял на себя обязательство сдать объект летом 2020 года, чтобы дать возможность возобновить самолётное сообщение до конца июля: всё это время Зейский район жил без самолётов.

«Кречевицы», Новгородская область

В 1976 году было начато строительство аэропорта (у западной части существующего военного аэродрома) с залом ожидания на 300 мест, но в 1987 году работы были прекращены. В 2006 году их возобновили, чтобы закончить к празднованию 1150-летия города в июне 2009 года, затем сдача объекта была перенесена на весну 2010 года, но и эта дата оказалась чрезмерно оптимистичной. Следующий, 2011 год стал ещё одним годом, когда строительство аэропорта должно было начаться, но не началось: внезапно возникли проблемы с землёй, находившейся в собственности министерства обороны.

В апреле 2014 года стало известно, что министерство обороны передало аэродром правительству Новгородской области, и было объявлено о завершении строительства аэропорта в 2020 году. Ситуация развивалась без сюрпризов: к концу 2019 года готовой оказалась только предпроектная документация, а срок сдачи самого объекта был снова перенесён — теперь на 2025 год.

 В Ленинградской области появилась «противоаварийная» остановка с демпфером Более 6 миллиардов рублей выделят Росавтодору на ремонт дорог в Крыму 

Похожие новости